H&F написали про арт-директоров хороший материал, а вот полная версия моего видения профессии. Арт-директор современного интернет-издания должен быть технологом и исследователем Интернет-издание сегодня сильно привязано к постоянной эволюции технологий. Арт-директор вынужден и обязан ежеминутно отслеживать новшества и изменения в подходе к работе с интерактивным контентом, социальными сетями и технологиями отображения информации в браузере. Здесь никуда без понимания базовых принципов работы технологий верстки (html, css, java script), постоянно эволюционирующих механик взаимодействия с Фейсбуком и другими поставщиками трафика. Статичные интервью и колонки, не принимающие во внимание контекста, в котором находится читатель, планомерно отходят на второй план. Вопрос о том, какое блюдо подавать первым — новости, интерактивные бесчинства или классические журнально-газетные форматы, каждый решает сам, и это скорее вопросы бизнеса, нежели дизайна. Однако, в целом уже всем стало ясно, что не используя преимуществ интернет формата перед бумагой, можно очень скоро остаться за бортом. Львиная доля R&D такого толка ложится сегодня на плечи арт-директоров. Именно они становятся локомотивами, и именно они обязаны отслеживать появление новых технических инструментов, предвидеть их и готовить свою команду к их использованию заранее, вписывая это тем не менее в имеющуюся производственную платформу своих изданий. Еще вчера, допустим, видео было герметичным и тупым форматом, уже завтра этот формат ни чем не будет отличться от статичных изображений и может быть малой кровью использован по-новому, более интересно. Но для того, чтобы успеть его внедрить, поймать эту тенденцию нужно было еще год назад. Есть более технологически свободные платформы, нежели интернет издание — iPad журналы например. Именно там, зачастую сильно заранее, можно опробовать или подглядеть то, что в техническом смысле в интернете будет реально только спустя год. Важно понимать также и ограничения, которые приносит широкая и разношерстная аудитория, работать со статистикой версий браузеров, размеров экранов и.т.п. Это лишь частный пример. Всё меняется дико быстро, читатели уже не ходят по заранее построенным для них прямым перпендикулярным дорожкам, как не пользовались они и дорожками в проектах жилых кварталов Ле Карбюзье. Человек сам решает, где ему удобно ходить, и протаптывает свою, удобную дорогу. Статистика становится правой рукой любого проектировщика пользовательского опыта. Арт-директор так же вынужден быть таким проектировщиком. Современные интернет медиа вынуждены искать способы борьбы за внимание человека в его привычной среде — например в ленте его социальной сети, где правила и привычки меняются весьма не линейно. Арт-директор современного интернет-издания должен быть психологом и хорошим менеджером Модель построения каждого интернет издания по-своему уникальна. Способы построения иерархии в командах зависят от целей, размера и зрелости этого издания. Каждая команда начинается «семейного управления», где все участники взаимодействуют как одна большая семья. Такие системы так же называют «cистемами управления примером». Руководство в таких системах осуществляется по принципу «Руководит профессионально сильнейший», и каждому арт-директору нужно ежедневно доказывать своим подчиненным, что профессионально он стоит выше и любую их задачу способен выполнить быстрее и лучше. Такие системы неизбежны на старте, но энергетически не эффективны и работают хоть как-то в сравнительно небольших коллективах. Затем начинаются характерные болезни роста и любая система либо не переживает переход, либо превращается в уже формально иерархическую систему, где приказы (само собой я немного утрирую) не обсуждаются. На обеих стадиях роста, но в особенности на первой и переходной, арт-директору необходимо очень хорошо чувствовать людей, уметь вдохновлять их, мотивировать и даже манипулировать ими, используя на благо общему делу их навыки, желания, комплексы или обиды. И даже при найме людей, что тоже часто лежит на плечах арт-директора, непозволительная роскошь — руководствоваться лишь профессиональными качествами потенциального сотрудника. Хороший арт-директор должен чувствовать каждого человека и всю систему в целом и уметь прогнозировать взлеты и падения, как и любой другой руководитель должен уметь давать своим сотрудникам возможность и стимул развиваться. Одна из самых непростых вещей — выпускать что-то не идеальное, видеть ошибки, но бездействовать. Это шахматный гамбит — жертва локальным качеством ради глобального. Арт-директор современного интернет-издания должен быть предпринимателем Почти каждое интренет издание сегодня — это стартап. У каждого своя четкая бизнес-модель, цели, задачи, метрики и планы. Задача любого издательства — хорошо делать свое дело, то есть для начала — уметь держаться на плаву и зарабатывать. Арт-директор как человек, в руках которого находится весь визуальный ресурс от фото-редакторов до иллюстраторов и дизайнеров, становится в этой системе важным финансовым звеном. Я не верю в системы, которые не зарабатывают, и только тратят. Медиа — не тот бизнес, где можно забыть о монетизации и расчитывать на то, что тебя спустя полгода купит Фейсбук. Каждый менеджер в здоровой системе руководствуется определенными метриками, влияющими на финансовое положение компании в целом. Отрисовать приличный, даже интересный макет в графическом редакторе и отдать его программисту, как говорил мой институтский преподаватель по мат.анализу — «Сможет и младенец», задача арт-директора интернет-медиа в другом. Его задача в оптимизации процессов, в упаковке всего, что можно автоматизировать и шаблонизировать, в планомерном истреблении рутины и повышении скорости, мотивированности и удовлетворения сотрудников и поддержанию максимальной финансовой эффективности. Глобальная цель здесь — не разойтись по домам уже завтра, а продолжать и продолжать до посинения делать этот мир более сносным.